Город Королёв. История в фотографиях

Previous Entry Поделиться
По следам старых торфоразработок. Часть 2. Широкая колея
korolew
Картина масштабных торфоразработок, проводившихся в наших краях, будет неполной, если не затронуть тему, касающуюся подъездного железнодорожного пути от ст. Болшево в Центральный.



     Первоначально основным поселком Мытищинского торфопредприятия являлся Погонный. В 1932 г. был основан пос. Центральный, после чего контору торфопредприятия перевели туда. Вскоре были построены подъездной путь широкой колеи, который соединял поселок Центральный со станцией Болшево, и станция Перегрузочная.



     На перегрузке торфа из вагонеток УЖД в вагоны широкой колеи работало около 100 человек и тракторный погрузчик на базе трактора СТЗ-НАТИ:



а на широкой колее - паровоз ОВ-1478 («Овечка»).



     В 1949 г. был разработан проект станции Перегрузочная, предусматривавший установку двух перегружателей и маневровых лебедок, изменение путевой схемы станции, устройство аварийного склада торфа и оборудование вагонеток разгрузочными люками.
     Ориентировочно в 1965-67 гг. добыча торфа была прекращена, а узкоколейная железная дорога разобрана. Это косвенно подтверждается тем, что в 1968 г. в районе бывшей станции Перегрузочная было выстроено новое кирпичное здание:





     Год постройки выложен красным кирпичом на стене:



     В здании разместилась дирекция Калининградского торгово-производственного предприятия лесстройматериалов. Над входом повесили соответствующую вывеску. К слову, она находится там до сих пор, сильно выцвела, а строение пустует:



     Судя по всему, с тех пор подъездной путь использовался в основном для подвоза и вывоза лесоматериалов.



     Склады пиломатериалов и лесопилка существуют в этих местах и сегодня. Примерно в девяностые годы прошлого века железнодорожная ветка перестала быть востребованной и постепенно пришла в упадок. Кому она принадлежит сейчас, неясно.



     Теперь уже бывший подъездной путь стал зарастать деревьями и кустарниками, а с началом третьего тысячелетия начался постепенный, выборочный и, по-видимому, несанкционированный демонтаж и вывоз бесхозных рельсов. Этот процесс продолжается до сих пор.



     В настоящее время железная дорога на участке от Торфопредприятия до Акуловского водоканала частично разобрана. Сейчас, по сути, это не рельсовый путь, а несколько сот тонн потенциального железного лома в лесу. При этом старая дорога представляет и несомненный краеведческий интерес. Пока этот путь окончательно не растащили на металл, имело смысл пройти вдоль него и попутно осмотреть сами рельсы, а точнее, клейма на них. И вот что было обнаружено.



     Еще не доходя до ворот бывшей «Дирекции...», откуда берет свое начало железнодорожная ветка широкой колеи, можно заметить торчащий из земли рельс с маркировкой «62. НОВ. РОС. ОБЩ. VIII. 906.» - Новороссийское общество каменноугольного, железоделательного и рельсового производств, 1906 г.в. (подробнее см. https://korolew.livejournal.com/16768.html).



     Начинаем осмотр пути.



     От ворот «Дирекции...» до разбитой асфальтовой дороги, соединяющей Торфопредприятие с «большой землей», можно увидеть рельсы 1949, 1952, 1955 и 1956 годов:









     Буквы «Д.Г.З.», а позднее «Д» обозначали металлургический завод им. Дзержинского в г. Днепродзержинске (ныне Каменское). «Е.Г.З.» - Енакиевский металлургический завод. Табличка с расшифровками аббревиатур:



     Выходим на дорогу на Торфопредприятие. Здесь рельсы закатаны в асфальт:



     Дальше вплоть до Акуловского водоканала можно увидеть только относительно свежие клейма 1960 и 1961 годов:







     В нескольких метрах от железной дороги - небольшое болотце у Нехлюдова Рукава, где можно сделать привал и полюбоваться на утиную семью:



     Движемся дальше. И вдруг - находка: имя Вождя народов, начертанное на металле. Воистину «...и на земле, что избежит тленья, будет будить разум и жизнь Сталин». Послевоенное клеймо Кузнецкого металлургического завода имени Сталина:



     Кстати, похожий рельс вкопан в землю в мкр. Первомайский - у железной дороги Фрязинского направления в километре от пл. «Фабрика им. 1 мая»:



     Незадолго до Акуловского водоканала лес заканчивается.



     Непосредственно за водоканалом, на открытой местности, рельсы наполовину вросли в землю, и осматривать их становится намного сложнее. И почти сразу - находка: клеймо 1927 года! Да не одно, а метров пятьдесят пути с обеих сторон:



     «Г.З. им. Т.П. 27 г. XI т.II а». Днепропетровский металлургический завод имени Г.И. Петровского, ноябрь 1927 г., тип рельса II а.



     Напрашивается вывод, что рельсы 1927 года выпуска были уложены в подъездной путь Болшево - Центральный при его постройке в конце 20-х - начале 30-х годов. Также есть вероятность, что они были уложены сюда позже, после выработки ресурса на магистральной железной дороге, однако она очень мала.



     Кстати, рельс с таким же клеймом установлен в качестве опоры при въезде в СНТ «Каховка» в километре отсюда. Не иначе, перекочевал туда в 1990-е :)



     Дальше по ходу пути - дома на ул. Мичурина, почти вплотную примыкающие к Лосиному острову. Напротив них железная дорога исчезает. В этом месте она соединялась с подъездным путем к котельной «Самаровка» и далее шла однопуткой до ст. Болшево. Несколько лет назад участок железной дороги от котельной до ул. Калининградская был полностью разобран, и теперь о нем напоминает только тропинка в лесу. Шпалы, правда, кое-где сохранились:



     На участке ул. Калининградская - ст. Болшево рельсы датированы 1971 годом, при этом до Октябрьского бульвара их частично разобрали в связи со строительством гипермаркета «Глобус» и ликвидацией подъездного пути к ДСК-160. Таким образом, вдоль ул. Коммунальная рельсы сравнительно новые и интереса для исследования не представляют.



Использованы материалы:

lost-plases-mo.narod.ru/index/0-2
mash-xxl.info/info/356593/
scbist.com/zh-d-stati/2428-statya-tipy-i-markirovka-relsov.html

  • 1
Удивительно, сколько всего тут сохранилось.

Сейчас уже не так много, но кое-что пока есть.

Р50; 1 м = 50 кг
Р65; 1 м = 65 кг
Р65К (для наружных нитей кривых участков пути); 1 м = 65 кг
Р75; 1 м = 75 кг
P120А; 1 м = 120 кг (для спуска на воду танкеров и т.д)

Очень интересно, спасибо

Карты Московская область

Здравствуйте. Увидел в ваших постах скриншоты с карт 28-31 года могли бы вы дать ссылку или скинуть в почту

интересует г Пушкино этих годов (или может быть 35-41).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account