Город Королёв. История в фотографиях

Previous Entry Поделиться Next Entry
По следам старых торфоразработок. Часть 1. Узкоколейка
korolew
     Южнее г. Королева на обширной территории уже много столетий располагается Верхне-Яузский водно-болотный комплекс, который входит в особо охраняемую заповедную зону Национального парка «Лосиный остров». В этих местах берет свое начало р. Яуза. Здесь обитают бобры и ондатры, гнездятся цапля и выпь, и практически ничто не нарушает девственный покой этих мест. Но так было не всегда.



   1. Торфоразработки

     Примерно с середины XIX в. на болотах началась добыча торфа, которая носила локальный характер и велась без серьезного применения техники. Фрагмент карты 1878 (?) г. с указанием торфяных заводов:



     Пик торфоразработок пришелся на 30-е - 50-е гг. XX в. и привел к выемке значительных масс торфа, изменению русла Яузы и окружающего ландшафта. Первоначально добывали кусковой торф, а с 1942 г. - и фрезерный.



     К 1930 г. была прорыта сеть осушительных каналов.





     На месте выработанных торфяников появлялись мелководные озера, которые впоследствии заросли и заболотились.





     В 1938 г. был введен в строй Акуловский водоканал, после чего в долину р. Яузы начали производиться сбросы воды, что увеличило обводненность территории.



     В 1941 г. была осуществлена новая схема осушения торфяного месторождения, в результате чего естественное русло р. Яузы было перерезано сетью искусственных каналов общей протяженностью 50 км. В 1960 г. и в 2004 г. были проведены очередные осушительные работы с углублением речного дна. Несмотря на это, сейчас Яуза сильно заболочена:



     В 1970-х гг. (по другим данным, в 1966 г.) торфоразработки были прекращены, а земли переданы Мытищинскому лесопаркхозу, на основе которого впоследствии был создан национальный парк «Лосиный остров». Однако в последние четыре десятилетия отмечается значительное увеличение площади открытой водной поверхности болотного массива.



   2. Находки в поселке Погонный

     В 20-е - 60-е гг. прошлого века на южном крае болот располагался поселок торфоразработчиков. На картах 1920-х - 1930-х гг.. это поселение обозначено как «Бараки», на карте 1968 г. - «Погонный».


     Нестройная вереница деревянных домов (бараков) на кирпичном фундаменте тянулась вдоль болота с востока на запад. На сегодняшний день сохранились только два жилых дома с восточной стороны.



     Около одного из них вкопан в землю рельс с клеймом «М.М.К. 1948 г 18 кг». Рельс был произведен на Магнитогорском металлургическом комбинате в 1948 году, вес 1 м рельса составляет 18 кг - т.е. это типовой рельс узкоколейной железной дороги:





     На краю западной части Погонного находилось кирпичное строение. Частично сохранились его стены. На фото видно, что здание давно заброшено, а внутри растут довольно толстые деревья.





     Со стороны болот к постройке были подведены провода воздушной линии электропередачи, закрепленные на деревянных столбах. Предположительно, это была электрическая подстанция для питания поселка.



     По типовому клейму «М.С.Н.Х. Моссиликат», которое в больших количествах присутствует на кирпичной кладке, можно определить, что здание было построено в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.



     Такое же клеймо треста Моссиликат есть и на останках фундамента одного из домов. Нередко к скрытым в высокой траве развалинам приходят дикие кабаны и разрывают землю в поисках пищи, в результате чего на свет появляются оригинальные предметы быта середины прошлого века: старинные склянки, ботинки предприятия «Ногинский обувщик», навесной замок с цифрами «1954», детский велосипед и т.п.



     Еще в 2006-2007 гг. в окрестностях бывшего пос. Погонный было найдено и заснято немало артефактов, свидетельствующих о добыче в этих местах торфа: узкоколейные рельсы, стальные рельсошпальные решетки, колесные пары. Однако сотрудниками Национального парка «Лосиный Остров» проводится постоянная многолетняя работа по очистке его территории от мусора и металлолома, оставшихся в наследство от предыдущих поколений, в результате чего большинство исторических «железяк» теперь можно увидеть только на фото:













     3. Узкоколейка на болотах

     Присутствие в этих местах деталей узкоколейной железной дороги вполне объяснимо. Для транспортировки добытого торфа на болотах были возведены насыпи - дамбы, которые разветвленной сетью покрывали весь район торфодобычи и в значительной степени сохранились до сих пор.



     Кое-где на них растут деревья возрастом 70-90 лет, что косвенно подтверждает почтенный возраст дамб.



     По дамбам были проложены рельсы узкоколейной железной дороги (ориентировочная дата открытия - 1921 г.).
     Небольшое отступление. Еще в 70-х гг. XIX в. на участке Яузского болота близ села Костино был устроен торфяной завод Товарищества Франца Рабенека.



     В период 1895-1897 гг. через Костино к нему была проложена узкоколейка, связавшая его с Болшевской фабрикой Ф. Рабенека. От фабрики сохранился только старый производственный корпус конца XIX в. Сейчас в нем размещается ДК «Болшево» (ул. Советская г. Королева).



     Путешествовавший в 1897 году в этих местах П.П. Канчаловский, автор путеводителя «От Москвы до Архангельска по Московско-ярославско-архангельской железной дороге», писал: «От этой фабрики идет упомянутая узкоколейная железная дорога к торфяным болотам, принадлежащим фабрике; на них летом вырабатывается торф, который, кроме потребления фабрикой, отправляется в количестве 40,000 пудов на станции Талицы и Хотьково для кирпичных заводов Худякова». Примерное местоположение узкоколейки можно увидеть на карте 1927 г.:



     Интересно, что в окрестностях карьера Торфянка (р-н Торфопредприятие) был найден рельс УЖД с клеймом «А.О. Б.Г.З. V / 86 г.» Богословское горнозаводское акционерное общество, май 1886 г.? Рельс УЖД фабрики Рабенека?..







     Нелишне вспомнить, что недавно найденный в мкр. Первомайский неподалеку от бывшей фабрики Рабенека рельс УЖД также имел старое клеймо - 1896 года (см. https://korolew.livejournal.com/17457.html):

P1370084_.jpg

     Вернемся к устроенной на дамбах Верхне-Яузских болот узкоколейке ранне-советского периода. По ней торф, как следует из карт 1928 и 1931 гг., вывозился на железнодорожную ветку Монинского направления в районе пл. Подлипки и ст. Болшево:





     Примерно с середины-конца 30-х гг. XX в. торф начали вывозить на станцию Перегрузочная в пос. Центральный (нынешнее название - Торфопредприятие, основан в 1932 г.), куда со ст. Болшево подходил подъездной путь широкой колеи.



     Подвижной состав УЖД представлял собой двухосные деревянные вагонетки с глухим кузовом грузоподъемностью 2 т. Вагонный парк насчитывал 60-75 вагонеток. Вплоть до последних дней работы УЖД основным тяговым подвижным составом на ней были паровозы.
     В годы Великой Отечественной войны была проложена дополнительная ветка узкоколейки длиной семь километров от торфоразработок до котельной в г. Калининграде, к которой были подключены Орудийный завод № 8 и фабрика-кухня. Первая очередь дороги была сдана в эксплуатацию 18 сентября 1942 г. Она обеспечила топливом завод, а с введением второй очереди к центральным котельным были подключены жилые дома.

   4. Находки на дамбах

     После прекращения торфоразработок узкоколейная железная дорога была полностью разобрана, хотя до недавнего времени отдельные рельсы на дамбах еще можно было отыскать:



     В период торфоразработок в местах пересечения насыпей с каналами были устроены мосты, некоторые из которых частично сохранились:



     Однако по прошествии лет почти все они были разрушены. К примеру, мост УЖД через Яузу, состоявший из труб большого диаметра, демонтировали во время работ по расширению и углублению русла реки:



     При этом трубы до сих пор не вывезены и лежат на берегу. Думается, это было связано с тем, что для работ привлекались только специальные плавучие устройства - земснаряды, экскаваторы-амфибии и т.п. Вывезти же столь габаритный груз по заросшим заболоченным дамбам практически невозможно:







     На дамбах кое-где сохранились и другие артефакты, связанные с былыми торфоразработками. Вот, по всей видимости, старинное прицепное устройство к трактору, предназначенное для сбора торфа или сопутствующих технологических операций:







     Прочий ржавый металл:







     В заросших дебрях обнаружена и небольшая полуземлянка с кирпичными стенами и сварной металлической крышей. Построена она предположительно в сороковые-пятидесятые годы. Что это? Временное жилище торфоразработчиков? Охотничья или егерская сторожка? Укрытие зенитчиков военных лет? Неясно.







     Как уже упоминалось, со стороны болот к пос. Погонный были протянуты провода на деревянных столбах. Столбы были привязаны к вкопанным в землю бетонным подпоркам, что широко практиковалось в 50-60-е гг. XX в.:



     Таких столбов, нелепо торчащих среди болот, сохранилось около десятка, почти все они были установлены на дамбах. Судя по всему, воздушная линия электропередачи связывала пос. Погонный с пос. Центральный.



     На вышеприведенных фото хорошо заметно, что вдоль всех старых дамб строго в ряд растут березы, а иногда клены. Деревьям этим не более 40-50 лет. По всей вероятности, аллеи были высажены после окончания торфоразработок в качестве защитной лесополосы, т.к. постепенное размывание дамб грозило бы полным заболачиванием обширной территории.



     После разобранного моста через Яузу основная дамба УЖД ведет на север, где через километр-полтора выходит на окраины бывшего пос. Центральный, который сейчас с некоторыми оговорками входит в черту г. Королева. Этот участок пути наиболее замусорен: в заболоченных зарослях до сих пор лежат рама от брошенного прицепа, куски бетонных плит с торчащей арматурой, автомобильная покрышка, на которой выросла береза...







     Пройдя от бывшего пос. Погонный на север и осмотрев Верхне-Яузские болота, мы заканчиваем нашу виртуальную прогулку на улицах Торфопредприятия в районе бывшей перегрузочной станции.



     Продолжение следует.

     Использованы материалы:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-gis-dlya-otsenki-tehnogennoy-dinamiki-landshaftov-verhne-yauzskih-bolot
lost-plases-mo.narod.ru/index/0-2
trojza.blogspot.ru/2011/09/xix.html?m=l
Калининград в годы Великой Отечественной войны: Рек. библиогр. указатель лит./Комитет по культуре администрации г. Королёва Московской области; МУК "Централизованная библиотечная система г. Королёва; Сост. Е.Л. Чурикова; Ред. Г.Г. Межуева. - Королёв Моск.обл.:Б.и., 2009. - 33 с.: ил.

  • 1

...двадцатые-тридцатые...

В самом конце 20-х годов трест Моссиликат уже не существовал.

Re: ...двадцатые-тридцатые...

С Вами спорить не буду, хотя хотелось бы узнать подробности.

Колесные пары на болотах- просто огонь. Когда эти фотки сделаны? И кстати, узкоколейка к фабрике будто на месте нынешней фрязинской ветки идёт

Фотки колесных пар сделаны в 2006-2007 гг. Одну из них хотел сдать в музей: докатил до Оболдино, но увели из-под носа сборщики металлолома, пока ходил подгонять машину. Шустрые ребята :)

Маршрут следования узкоколейки при желании можно более-менее точно понять, наложив старую карту на современную.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account