?

Log in

No account? Create an account

Город Королёв. История в фотографиях

Previous Entry Поделиться Next Entry
Клеймо на рельсе "К.З. КН. БѢЛОСЕЛЬСКАГО" (1893 г.)
korolew
    Не так давно на ул. Кутузова был найден рельс, на котором сохранились отдельные буквы клейма Катавских заводов князя Белосельского (см. http://korolew.livejournal.com/16195.html). А на днях удалось увидеть подобное клеймо полностью: "К.З. КН. БѢЛОСЕЛЬСКАГО II МЦА 1893 ГОДА":

P1370455_.jpg

    Рельс с клеймом находится на территории городского парка рядом с оградой со стороны ул. Гагарина. Когда-то он служил подпоркой для телеграфного или фонарного столба.



    На оборотной стороне шейки рельса - буквы "Щ.И.", которые мне не удалось расшифровать. Обычно на этом месте указывалась аббревиатура, обозначавшая железную дорогу, для которой производился рельс.




  Г. Катав-Ивановск расположен в горнозаводской зоне Южного Урала и возник как поселение вокруг железоделательного завода в середине XVIII века. Горнозаводская зона включала в себя Катав-Ивановский, Усть-Катавский и Юрюзань-Ивановский заводы и поселения вокруг них. Заводы были основаны Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым, но позже перешли во владение князей Белосельских-Белозерских, которые владели ими вплоть до 1917 года. К 1861 году, когда 18-летний Константин Эсперович Белосельский-Белозерский вступил в права наследства, заводы были изрядно изношены и отставали в техническом оснащении. К.Э. Белосельский-Белозерский принял решение наладить производство бессемеровской стали и основать рельсопрокатное производство, для чего взял ссуду 2,5 млн.руб. и закупил в Бельгии рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатные станы. Производство рельсов началось в 1879 году и было очень успешным. Продукция Усть-Катавского и Катав-Ивановского заводов становится востребованной в Центральной России и за рубежом, её охотно покупают английские купцы. Однако в начале XX века начался экономический кризис, цены на железо упали. Рельсовое производство стало убыточным. К.Э. Белосельский-Белозерский принимает решение о создании Акционерного общества. 5 февраля 1900 года князь получает разрешение на заключение долгосрочного арендного договора с Южно –Уральским металлургическим обществом (сроком на 60 лет). При этом Белозерские – Белосельские остаются основными держателями акций своих предприятий. За несколько лет акционирования Катав-Ивановский завод пришел в упадок.


     12 июля 1908 года опекунский совет (при согласии князя) закрывает Катав-Ивановский и Юрюзанский заводы. Закрытие двух крупнейших на Южном Урале заводов, кормивших десятки тысяч человек, стало настоящей катастрофой. Только через 6 лет предприятия возобновили свою работу. В 1917 году К.Э. Белосельский-Белозерский эмигрировал во Францию, где и умер в 1920 году. Там и сейчас живут потомки Белосельских-Белозерских.

https://nashural.ru/article/istoriya-urala/usadba-knyazej-beloselskih-belozerskih/
http://gorno-zavodskie.livejournal.com/1218.html

  • 1
Вторая жена Михаила Афанасьевича Булгакова, - Любовь Евгеньевна Белозерская, - имеет прямое отношение к этой фамилии, - не помню точно какая степень родства, - при желании можно найти.

С кем только Б-Б не состояли в родстве...

Ну, - поскольку булгаковская тема мне интересна, - первая фамилия, которая пришла в голову.

Спасибо Вам за подробную информацию. Лет пятнадцать назад в одном из идущих под снос домов - вернее, во дворе дома, в брошенном сарае - обнаружил наковальню, сделанную из обрезка такого же рельса. Естественно, не мог оставить этот фрагмент там, и забрал его с собой. Фрагмент имеет длинну ок 40 см., и на одной из его боковых сторон имеется та же самая надпись: "К.З. КН. БѢЛОСЕЛЬСКАГО". Долго думал, что же обозначает буква "К" на этом клейме, пока случайно не наткнулся на Вашу публикацию. Спасибо большое за разъяснения!

  • 1