korolew (korolew) wrote,
korolew
korolew

Categories:

Клеймо на рельсе "К.З. КН. БѢЛОСЕЛЬСКАГО" (1893 г.)

    Не так давно на ул. Кутузова был найден рельс, на котором сохранились отдельные буквы клейма Катавских заводов князя Белосельского (см. http://korolew.livejournal.com/16195.html). А на днях удалось увидеть подобное клеймо полностью: "К.З. КН. БѢЛОСЕЛЬСКАГО II МЦА 1893 ГОДА":

P1370455_.jpg

    Рельс с клеймом находится на территории городского парка рядом с оградой со стороны ул. Гагарина. Когда-то он служил подпоркой для телеграфного или фонарного столба.



    На оборотной стороне шейки рельса - буквы "Щ.И.", которые мне не удалось расшифровать. Обычно на этом месте указывалась аббревиатура, обозначавшая железную дорогу, для которой производился рельс.




  Г. Катав-Ивановск расположен в горнозаводской зоне Южного Урала и возник как поселение вокруг железоделательного завода в середине XVIII века. Горнозаводская зона включала в себя Катав-Ивановский, Усть-Катавский и Юрюзань-Ивановский заводы и поселения вокруг них. Заводы были основаны Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым, но позже перешли во владение князей Белосельских-Белозерских, которые владели ими вплоть до 1917 года. К 1861 году, когда 18-летний Константин Эсперович Белосельский-Белозерский вступил в права наследства, заводы были изрядно изношены и отставали в техническом оснащении. К.Э. Белосельский-Белозерский принял решение наладить производство бессемеровской стали и основать рельсопрокатное производство, для чего взял ссуду 2,5 млн.руб. и закупил в Бельгии рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатные станы. Производство рельсов началось в 1879 году и было очень успешным. Продукция Усть-Катавского и Катав-Ивановского заводов становится востребованной в Центральной России и за рубежом, её охотно покупают английские купцы. Однако в начале XX века начался экономический кризис, цены на железо упали. Рельсовое производство стало убыточным. К.Э. Белосельский-Белозерский принимает решение о создании Акционерного общества. 5 февраля 1900 года князь получает разрешение на заключение долгосрочного арендного договора с Южно –Уральским металлургическим обществом (сроком на 60 лет). При этом Белозерские – Белосельские остаются основными держателями акций своих предприятий. За несколько лет акционирования Катав-Ивановский завод пришел в упадок.


     12 июля 1908 года опекунский совет (при согласии князя) закрывает Катав-Ивановский и Юрюзанский заводы. Закрытие двух крупнейших на Южном Урале заводов, кормивших десятки тысяч человек, стало настоящей катастрофой. Только через 6 лет предприятия возобновили свою работу. В 1917 году К.Э. Белосельский-Белозерский эмигрировал во Францию, где и умер в 1920 году. Там и сейчас живут потомки Белосельских-Белозерских.

https://nashural.ru/article/istoriya-urala/usadba-knyazej-beloselskih-belozerskih/
http://gorno-zavodskie.livejournal.com/1218.html
Tags: гагарина, клеймо, подлипки, рельс, рельсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments