Город Королёв. История в фотографиях

Previous Entry Поделиться Next Entry
Рельс с клеймом "Ю.Р.Д.М.О." (1896 г.)
korolew
   Рельс с клеймом "Ю.Р.Д.М.О. V 96 М.Я.А.Ж.Д." обнаружен в микрорайоне Первомайский в районе дома № 41 по ул. Советская:





     Рельс закреплен на кирпичной кладке, совместно с которой он выполняет функцию контрфорса кирпичного забора.
     Размеры профиля небольшие (высота 87 мм, подошва 79 мм, головка 40 мм), в связи с чем он скорее напоминает рельс для узкоколейной железной дороги.



     Историческая справка.
     В последней трети XIX века Россия вступила в период промышленного подъёма. Особенно быстро развивалась промышленность в Екатеринославской губернии, на территории которой была сосредоточена бо́льшая часть промышленности юга страны. Построенная в 1884 году Екатерининская железная дорога соединила Донецкий угольный и Криворожский железорудный бассейны и проходила вблизи села Каменское (с 1917 г. — город Каменское, с 1936 по 2016 гг. — город Днепродзержинск, с 2016 г. — город Каменское, Украина). Географическое положение села (учитывая практически неограниченные водные ресурсы) создавало все предпосылки для строительства здесь крупного металлургического предприятия.
     В мае 1886 года в результате объединения находившегося на грани банкротства «Общества Варшавского сталелитейного завода» и бельгийской компании «Коккериль» было создано Южно-Русское Днепровское металлургическое общество, 27 % капитала в котором принадлежало французским компаньонам. Правление общества располагалось в Санкт-Петербурге.



     Весной 1887 года в Каменском началось строительство металлургического завода. В 1896 году за высокое качество продукции, представленной на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде, завод получил право в дальнейшем маркировать свои изделия государственным гербом. К началу Первой мировой войны завод насчитывал 5 доменных и 10 мартеновских печей, бессемеровский, среднесортный, железопрокатный, проволочный, листопрокатный, осевой и бандажный цехи. Завод являлся крупнейшим металлургическим заводом Российской империи, он обеспечивал 13-14 % всего производства стали, чугуна и проката страны.





     Во время гражданской войны завод был законсервирован. В 1925 г. завод был снят с консервации и приказом ВСНХ СССР предприятию было присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. Дальнейшее развитие завода проходило в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 8 августа 1929 года «О работе Югостали». В 1970-е—1980-е годы была достигнута наивысшая интенсивность в работе предприятия, его продукция отправлялась в 58 стран мира. Сейчас завод носит название Публичное акционерное общество «Днепровский металлургический комбинат». Законсервирован в 2017 г.

http://humus.livejournal.com/3386262.html?page=1
http://transsib-ru.livejournal.com/37475.html
http://www.dmkd.dp.ua/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82

  • 1
Вот тут и начинается самое интересное, - ведь название дороги ясно указано, - М.Я.А.Ж.Д. - а размер рельса такой маленький.

Видится два варианта

Либо в 1896 г. были иные стандарты типов рельсов, чем в 1908 г., и рельс использовался на широкой колее. Либо рельс был выпущен специально для УЖД, и тогда это редчайший из сохранившихся экземпляров.
За вариант 2: "Первые известные узкоколейные железные дороги с колеёй 750 мм появились в 1890-х годах. В 1892 году был открыт первый участок Ириновской узкоколейной железной дороги, пролегавший по направлению Санкт-Петербург — Всеволожск. По неподтверждённым данным, в 1893 году была открыта узкоколейная железная дорога в окрестностях Рязани (позднее ставшая начальным участком Рязано-Владимирской узкоколейной железной дороги). Вскоре стали появляться небольшие по своим масштабам железные дороги узкой колеи (во многих случаях — с шириной колеи 750 мм), обслуживавшие промышленные предприятия".
http://infojd.ru/ujd_ist.html
Отсюда же:
"Крупнейшие сети узкоколейных железных дорог с колеёй 1067 мм либо 1000 мм появились в малоосвоенных регионах, отделённых от центра страны большими реками. От станции Урочь (была расположена вблизи берега Волги, напротив Ярославля) в 1872 году была открыта линия до Вологды, в 1896-1898 годах продлённая до Архангельска. Её длина составила 795 километров". Как раз про МЯАЖД.
Пара таких же "легких" рельсов ЮРДМО:
http://kmsk.com.ua/index.php?/topic/18569-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%8B-%D1%8E%D1%80%D0%B4%D0%BC%D0%BE/
За вариант 1. Здесь http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=148901&mode=search&sessionid=9ccb7a1 отмечается, что "строили для своих нужд узкоколейки, причем для них использовали уже тогда старые легкие рельсы, которые для магистралей нормальной колеи уже не годились, но вполне были в хорошем состоянии... ...Когда в 50-х гг. продлевали дорогу, вместо специальных узкоколейных рельсов использовали эти - они на магистраль, опять же, уже не годились, но состояние и качество стали вполне позволяли их использовать на узкоколейке". Я тоже склоняюсь к варианту 1. Кстати, ранее упомянутый мною рельс завода кн. Белосельского 1891 г. тоже имел "легкий" профиль.


Re: Видится два варианта

Более солидный источник:
"В 1898 г. для узкоколейных дорог были впервые установлены единые габариты подвижного состава и габариты приближения строений к пути. Рельсы применялись типа «Виньоль», но имели меньшую длину и вес, чем укладываемые в путь нормальной колеи. Так, на участках узкоколейной магистрали Урочь — Вологда — Архангельск использовались рельсы весом 29,8; 22,88; 20,44 кг/пог. м. На других линиях применялись рельсы более лёгких типов — до 11,18 кг/пог. м. Длина рельса колебалась от 5,5 до 9 м, длина шпалы составляла 1920—1500 мм".

http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8._%D0%A2%D0%BE%D0%BC_1._1836%E2%80%941917_(%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0,_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_3)#5.4._.D0.A3.D0.B7.D0.BA.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B8

Re: Видится два варианта

Интересно. Но, - я пока еще никуда не продвинулся, - задал вопрос сюды, - появилась ниточка, - но, - пока не раскручивал дальше...

До войны на Первомайке (пос.Сталинский) существовала узкоколейка, возможно рельс оттуда.
http://i1119.photobucket.com/albums/k622/tangenta/bolsh/105.jpg

  • 1
?

Log in

No account? Create an account