?

Log in

No account? Create an account

Город Королёв. История в фотографиях

Previous Entry Поделиться Next Entry
Клеймо "О.П.З." на рельсах (XIX в.)
korolew
     Рельс с клеймом "О.П.З. 94 I М.Я.Ж.Д." найден у железной дороги между станцией Подлипки-Дачные и Ярославским шоссе:



     Данный рельс до сих пор служит подпоркой для старого телеграфного столба.



     На соседнем с ним рельсе тоже нанесено старинное клеймо, но другое. О нем я напишу в следующем посте.


     О клейме "О.П.З.", что означает Общество Путиловских заводов, исчерпывающе написано здесь: http://leonovvaleri.livejournal.com/277908.html
     Отсюда же: "Справочник «Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию) на 1914 год» под редакцией Леона Карловича Езиоранского говорит, что Общество Путиловских Заводов основано в 1873 году. Владеет заводом Акционерное Общество, основной капитал 12.000.000 рублей. Фирме принадлежит Путиловский завод в Санкт-Петербурге и Видлицкий чугуноплавильный завод в селе Видлицы Олонецкой губернии".
     Итак, шифр "О.П.З. 94 I М.Я.Ж.Д." означает, что рельс произведен в январе 1894 года для Московско-Ярославской железной дороги.
     Еще два путиловских рельса с одинаковым клеймом находятся в микрорайоне Первомайский на ул.Советской у дома № 33:



     К сожалению, клейма на них слабые и читаются с трудом:





   Но все же прочесть удалось. На рельсах маркировка "О.П.З. 84 VI", т.е. они 1884 года выпуска.

  • 1
Замечательная находка, - респект!



Еще одно «путиловское» клеймо, - до времен О.П.З.

Спасибо! Респект взаимный. Надеюсь, не обидитесь, что ссылаюсь и впредь планирую ссылаться на Вас: Вы главный эксперт по рельсовым клеймам - как минимум в Интернете. Мне уж и искать информацию не нужно, Вы все нужные первоисточники подняли до меня :)

Ну, - о чем Вы? Конечно я не против, - завсегда интересно подискутировать с коллегой на подобные темы. Я как-то писал в Вашем журнале, что есть одно потрясающее место для любителя рельсовых клейм, - стадион на Лосиноостровской, - просто вся история производства рельсов проходит перед глазами. Весьма рекомендую к посещению, - тем более, что очень от Вас недалеко.

Можно как-нибудь выбраться. Там, наверное, один стадион по количеству артефактов стоит всего нашего города :) Но все же и у нас есть что поискать. У меня на очереди еще как минимум три поста про рельсы, и это я еще не все запланированные места посетил :)

Вы же знаете, - я с большим удовольствием посещаю Ваш журнал, - мало того, - руководствовался им при своем посещении Королева. Кстати, - обнаружил в Ваших краях весьма любопытный лючок, - с маркировкой 2-й Завод. Ваши умельцы ваяли, или пришлый? Как думаете? Кстати, - дождина был хороший☺

Edited at 2017-06-21 09:13 (UTC)

Насколько я помню, завод у нас был только 88-й. "Второй завод" работал в советские годы в г. Пушкино (Пушкинский электромеханический завод, ПЭМЗ, с 1941 г.). Второй, потому что первый находился в Москве. Выпускал ли он люки, не знаю.

Спасибо, - уже какая-то ниточка есть. Таких люков более нигде не видел, - будет повод прокатиться в Пушкино, - если там найдутся такие люки, - можно смело считать, что так оно и есть.

Я бы и вокруг самого завода прогулялся :) Он на одноименной Заводской улице на западной от железной дороги стороне города.

Спасибо за мысль, - не желаете компанию составить?☺

Пока нет - по известной Вам причине. Могу отлучиться из дома максимум на три часа, но на полноценную прогулку по Пушкино времени уже не хватит. Так что побродить с Вами пока могу только в Королеве. Приезжайте в гости :)

Дык, - поохотиться с Вами за различными «королевскими» буковками, - одно удовольствие. Я могу составить Вам компанию в любую субботу или воскресенье.

ОК, тогда на связи по эл. почте.

  • 1