?

Log in

No account? Create an account

Город Королёв. История в фотографиях

Previous Entry Поделиться Next Entry
Дореволюционные рельсы на ул. Кутузова
korolew
     Всего в нескольких сотнях метров от проспекта Космонавтов в зарослях на улице Кутузова доживают свой век два рельса, которые когда-то служили подпоркой для одного столба, - два рельса, словно два брата-близнеца. Но при ближайшем рассмотрении "братья" оказались не родными, к тому же, один появился на свет в девятнадцатом веке, другой - в двадцатом:


рельс № 1 и


рельс № 2.



     На втором рельсе читается только дата: "XI 1914 год", производителя установить не удалось.



     Разные у них и типоразмеры:


     На клеймах первого рельса хочу остановиться подробнее. Именно на клеймах, потому что на рельсе их два. От первоначального клейма в результате резки и сверления рельса сохранились только буквы "ЦА _891 ГОД_", что можно расшифровать как "месяца 1891 года".



     На оборотной стороне шейки рельса хорошо читается еще одно клеймо: "ЗЛ.Ч.Ж.Д."


     Кто же изготовитель? Буквы "МЦА" (сокращение от "месяца") и слово "ГОДА" после четырех цифр, обозначающих год выпуска, на рельсах указывали Нижне-Тагильские заводы Демидова:
http://leonovvaleri.livejournal.com/228836.html
     Однако же, в статье http://yanlev.livejournal.com/7859.html приводится подробное описание найденного в Ярославле рельса, на котором клейма - вплоть до формы цифр - полностью совпадают с остатками клейм на обследованном мною рельсе:







     Для сравнения:


     Производитель - Катавские заводы князя Белосельского. Ему принадлежали крупные заводы на Урале в местечке Катав-Ивановск. Клеймо "ЗЛ.Ч.Ж.Д." можно расшифровать как Златоуст-Челябинская железная дорога.

  • 1


Видимо, - так оно и есть, - шрифт точно такой-же.

Edited at 2017-06-21 08:34 (UTC)

Интересно, почему рельсы на фото № 5 настолько разные? Неужели оба использовались на стандартной грузо-пассажирской железной дороге? Явно же под разные типы и массу паровозов...



Книга История ЖДТ России Том 1

В 1908 г. были утверждены четыре типа рельсов: Iа, IIа, IIIа, IVа весом погонного метра соответственно 43,6; 38,4; 33,4 и 30,9 кг соответственно. Характерной их особенностью являлась вертикальность боковых граней шеек, что упрощало прокатку рельсов на заводах. Рельсы изготовлялись длиной 10,68 м.

Пока все, - никаких других источников я не нашел, - почему четыре типа, - не знаю. Но, - стал брать с собой рулетку, - мерю размеры, - ни к каким однозначным выводам еще не пришел.


Одно маленькое наблюдение - вдруг пригодится. Давеча снимал рельсы после дождя и вдруг понял, что на мокрой ржавчине клеймо намного лучше видно на фото. "Мне так ка-а-тся" (с)

Совершенно верно, - я на люках это увидел, - мокрый люк, - хороший люк☺

Измерил оба рельса. Оказалось интересно. Рельс 1914 г. относится к типу IIIа: подошва 110, высота 125, хотя головка в самом широком месте почему-то 71. Размеры рельса 1891 г. в приведенные Вами стандарты 1908 г. не укладываются и явно малы: подошва 92, высота 105, головка 52. Либо это узкоколейка, либо паровозы в XIX в. в силу тогдашней неразвитости железных дорог имели сравнительно небольшую массу.

...Оказалось интересно...

Да, очень. Еще одну загадку разгадали. Небольшие отклонения, я думаю, должны вписываться в допуски, но вот где их найти... Ведь должны же быть в современном понимании тогдашнии ГОСТы или ТУ. Не с бухты-барахты же делали рельсы.Тогдашние размеры рельсов были значительнее меньше сегодняшних, ибо вес поездов был меньше, - потому как паровозы могли тянуть состав значительно меньшей массы чем тепловозы, - обилие старых рельсов в народном хозяйстве как раз и обусловлено переходом с паровой тяги на другие виды энергии, -сразу много рельсов пришлось менять, - девать их куда-то надо было.

Re: ...Оказалось интересно...

Припоминаю, что где-то в трудах В.И. Маслова читал, якобы размеры кирпичей в дореволюционной России регламентировались царскими указами или постановлениями правительства. Думаю, с рельсами аналогично (и с шириной колеи, кстати!). Если бы каждый завод выпускал рельсы согласно своим ТУ, железной дороги в России не случилось бы :)

...якобы размеры кирпичей...

Вот тут я собрал все упоминаемые в литературе размеры кирпича, которые мне удалось найти, - причем начинал плясать от работы Игоря Андреевича Киселева «Датировка кирпичных кладок по визуальным характеристикам». Все ссылки на используемую литературу там есть.

Рельс нашел Brown, Bayley Dixon Steel Подошва 90мм, колея 55мм, это для паровой тяги рельс?

  • 1