?

Log in

No account? Create an account

Город Королёв. История в фотографиях

Previous Entry Поделиться Next Entry
Немецкие железнодорожные рельсы
korolew

     Во дворе дома № 4 по ул. Карла Либкнехта среди деревьев виднеется вкопанный в землю ничем не примечательный железнодорожный рельс. Но стоит поднести к шейке рельса карманный фонарик, и на металле проступают выпуклые латинские буквы: GMW OSNABRUCK.

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/215077/215077_900.jpg

    По данным немецкой Википедии, в 1869-1872 гг. близ города Оснабрюк (Германия) был построен металлургический завод "Stahlwerk Osnabrück", в частности, для проката рельсов из бессемеровской стали. Вплоть до конца 1920-х годов завод наносил на рельсы маркировку "OSNABRUECK":

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/215338/215338_900.jpg

     С конца 1920-х и до 1984 года, когда прокатный стан в Оснабрюке был остановлен, на рельсы наносили буквы "GMW" или "GMH", т.к. в это время завод имел название "Georgs-Marien-Werke" и входил в промышленную группу "Georgsmarienhütte" (названы в честь ганноверского короля Георга V и его жены Марии). В настоящее время "Georgsmarienhütte" - крупнейший промышленный холдинг Германии.

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/215671/215671_900.jpg

    И все же, как этот немецкий рельс мог попасть в тихий дворик Подлипок?

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/216144/216144_900.jpg

     Как вариант, рельс этот трофейный и в послевоенные годы использовался в качестве "пасынка" (приставки, опоры) для телеграфного, телефонного и т.п. столба. Подобная практика - использовать для этих целей отработавшие своё рельсы - в то время была широко распространена. Рельс вкапывали в землю, к нему стальной проволокой прикручивали деревянный столб. Таким образом, исключался или уменьшался контакт дерева с землей и продлевался срок службы столба. Позже стали использовать железобетонные "пасынки".

     В нынешнем микрорайоне Первомайский на улице с одноименным названием немецкие рельсы до сих пор служат опорами-пасынками для старых деревянных столбов, на которых, возможно, когда-то был установлен трансформатор:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/216727/216727_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/216574/216574_original.jpg

  На рельсах отчетливо читается заводская маркировка "S 41 BURBACH 1943".

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/217020/217020_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/217319/217319_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/217505/217505_900.jpg

     Согласно немецкой Википедии, маркировка "BURBACH" принадлежала концерну "ARBED" - "Объединенные сталелитейные заводы Burbach-Eich-Dudelange" (Люксембург). Поглотив после первой мировой войны ряд крупных предприятий в Германии, Бельгии и Франции, концерн занимал одно из ведущих мест в производстве стали в Европе. Крупнейшее предприятие — «Бурбах» — находилось в городе Саарбрюкен (Германия).

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/217786/217786_900.jpg

     Обозначение "S 41" на рельсах в Первомайском - по всей видимости, марка стали. Дата производства вполне очевидна: 1943 год, так что рельсы, вполне вероятно, трофейные.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%85%D1%8E%D1%82%D1%82%D0%B5

http://www.gmh.de/ru/predprijatie/istorija.html

http://www.handelsblatt.com/unternehmen/management/strategie/georgsmarienhuette-das-wunder-von-osnabrueck-seite-2/2627696-2.html

http://de.wikipedia.org/wiki/Walzzeichen#cite_note-47

http://de.wikipedia.org/wiki/Georgsmarienh%C3%BCtte_%28Unternehmen%29

http://www.luxembourg.public.lu/catalogue/generalites/tout-savoir/Tout-savoir-2012-RU.pdf

http://de.wikipedia.org/wiki/Saarbr%C3%BCcken


  • 1
здорово! буду теперь обращать внимание :)

Если найдете что-то подобное, сообщите, пожалуйста.

ок! есть пара мест на примете для проверки :)

В Белгороде есть рельсы OSNABRUCK. 1933 г.

...сообщите, пожалуйста...

Стадион «Локомотив», - ныне «Красная стрела», - на железнодорожной станции Лосиноостровская. Там просто энциклопедия железнодорожных клейм, начиная с 1885 года по 1940 год. Штук двадцать разных производителей, наши и не наши.

Интересно... подумал о такой версии(до сих пор не знаю разгадки): В начале ноября в Леестене были изготовлены металлические узлы конструкции стенда, а в Нордхаузене — собраны две ракеты ФАУ–2. Весь комплекс, включая заправочные устройства, отправили в СССР автомобильным и железнодорожным транспортом. Арвид Палло при этом являлся ответственным за железнодорожную перевозку. В декабре 1945 г. весь груз прибыл в г. Калининград (ныне Королёв) Московской области, в НИИ–4. Однако испытания на Ленинских горах были отменены, и дальнейшая судьба эшелонов неизвестна.http://www.geokorolev.ru/biography/biography_person_pallo.html
Может мысль и бредовая..., конечно из рельсов ракеты не собирают...а вдруг есть связь...

Из рельсов ракеты не собирали, но вполне вероятно, могли собирать испытательные стенды. Ваша версия не отменяет мою - рельсы почти наверняка трофейные, - а скорее дополняет её.

Edited at 2015-01-11 17:39 (UTC)

Все может быть, сейчас уже не узнаешь. По воспоминаниям отца, когда у него было задание упаковать найденные фрагменты ФАУ, он долго искал доски. Дал команду местному бюргеру разобрать новый сарай - так тот сам притащил все необходимое. Упаковано было в лучшем виде.
А может и с пленными отправляли - загрузили-загрузились, вылезли-разгрузили. В хозяйстве все сгодится.

Надо же, удивительный у Вас отец. Двигателист из группы Исаева? Тема хорошо раскрыта у Б.Е. Чертока в книге "Ракеты и люди": http://astronaut.ru/bookcase/books/chert1/text/015.htm

Отец возглавлял группу главной сборки (цех 444 - военная приемка). Королева видел ежедневно - была у СП хорошая привычка лично проверять ход работ. Чертока знал хорошо.
"Эшелон со всем хозяйством для организации огневых испытаний в Москве составил 16 вагонов. Палло сам возглавил эту ответственную экспедицию и героически пробивался через территорию Польши и забитый до отказа вагонами Брест. Наконец добрались до Белорусского вокзала Москвы. Здесь военные власти, приняв весь эшелон, отпустили Палло и всех сопровождающих на все четыре стороны.
Пока экспедиция двигалась из Германии, преодолевая десятки препятствий, затея с огневыми запусками на Ленинских горах была кем-то из членов политбюро доложена Сталину, не получила одобрения, и на этом все кончилось... " Загадка остается.

Да наверняка трофейные. Или скорее всего репарационные.

Кажется это тот же рельс из Первомайского

Копия поста здесь http://tangenta.livejournal.com/4432.html

Либо один из тех четырех, которые я заснял, либо еще один где-то неподалеку. Я помню, что где-то в блогах уже упоминали рельсы "Бурбах" в Первомайском, да и сам их неоднократно фоткал, но когда случайно обнаружил еще и "Оснабрюк", решил все же создать отдельную "рельсовую" тему.

Думаю, что обозначение "S 41" соответствует нашему Р38, Р43, Р50 и т.д.
S- от немецкого "Schiene"- рельс,
41- масса одного метра рельса.

В таблицах по ссылке видно соответствие маркировки и массы 1м рельса http://www.rails.ru/Spravochnye-materialy/Relsy

Абсолютно верно!

Логично было бы проверить Вашу гипотезу именно у немцев, что я и сделал. Отыскалась таблица, подтверждающая Вашу правоту:

Gewicht (kg/m) - вес:
S 41 - 41 кг/м,
S 49 - 49 кг/м
http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/218071/218071_original.jpg

Таблица соответствия старых и новых марок рельсов:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/218330/218330_original.jpg


Edited at 2015-01-14 20:30 (UTC)

В таблице №8 по моей ссылке ГОСТ 47 года. В Костине рельсы использовали вместо двутавровых балок в здании, которое надстраивали в 47-49гг.
SG203221.JPG
В 44г. для пасынков ещё использовали другие материалы
https://pastvu.com/_p/a/m/l/h/mlhb696j8hvjb32ir6.jpg
Думаю, что после принятия нового ГОСТ старые рельсы стали не нужны. Во время войны немцам пришлось перешивать железнодорожное полотно с нашей 1524 мм колеи на 1435 мм. Потом нам пришлось всё восстанавливать. Ко всему прочему, ещё рельсы с рокад, временных путей и т.д. Подозреваю, что добра этого хватало.

В городе Кимры Тверской (б.Калининской) обл. на берегу речки Кимрки (приток Волги) до 2000-х годов был вкопан в землю вертикально кусок рельса с аналогичной надписью, но заокеанского происхождения: ILLINOIS 1912. Он был одной из "ног" для деревянной опоры ЛЭП через речку на другой берег, остальные "ноги" были из бетонных балок.

А в изображённом на фотографии доме по ул.К.Либкнехта, 4 жил С.П.Королёв, мемориальная доска с другой стороны, у подъезда.

О! Вы на маркировку рельс тоже обращаете внимание... Респект!

Я обращаю внимание на всё :) Это уже вошло в привычку. Есть еще фото старых рельсов в Королеве, но сделать пост все никак нет времени.

Знаю, что есть интересная книженция на эту тему: автор Чернышев М.Б. «Клейма на железе в русском строительстве XVII-XIX вв». Но, найти в электронном виде ее пока не могу. В Ленинке есть...

(Анонимно)
нашел сегодня рельсы osnabruck 1913 годагода в Гомеле

Были не только рельсы день назад при разборе здания вывалилась балка с надписью BURBACH 20 NP а зданию 232 года.

  • 1